ШТАБ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические рекомендации.
ПРИКАЗ № 12 от 13.01.2025 года Об утверждении положения ШВР 2024-2025
- Нормативно-правовая база, регламентирующая воспитательную работу в Российской Федерации
Отечественная педагогическая наука и практика всегда уделяли серьезное внимание воспитанию, опираясь на духовные и нравственные ориентиры, заданные самой историей и культурой нашей страны. Вместе с тем необходимость повышения эффективности воспитательной работы, выявления и распространения лучших практик в этой области, организации мониторинга качества системы воспитания обусловливают необходимость более точного представления целей и результатов воспитания. Ожидаемые результаты воспитания связаны с приобщением обучаемых к системе базовых российских духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей и традиций. Цели воспитания обусловлены социальным заказом в сфере образования. Воспитание подрастающих поколений является безусловным национальным приоритетом.
Основополагающий государственный нормативно-правой акт – Конституция Российской Федерации – дает определение тех макросоциальных ценностей (специалисты их выделяют как «конституционные»), которые задают целевые ориентиры воспитанию: права и свободы человека, гражданский мир и согласие; равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших российскому народу любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; ответственность за свою Родину перед прошлыми, нынешними и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.
Важность воспитания признается в ракурсе определения национальной политики и обеспечения национальной безопасности, требующих защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранения российской самобытной культуры и опоры на патриотизм указана в документах:
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», принятая Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 https://base.garant.ru/401425792/
«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (с изменениями и дополнениями)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666) https://base.garant.ru/70284810/,
«Указ Президента России от 08 мая 2024 г. №314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" ( https://clck.ru/3FSHQQ)
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (https://clck.ru/3FSK6x)
Наиболее актуальная потребность в оптимизации воспитательной работы в законодательстве последних лет укрепилось рядом ключевых документов. Особо стоит отметить Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N996-р)» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ и изменения по вопросам воспитания, внесенные в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в 2023 году (https://clck.ru/3FSKBh).
Основной профильный нормативно-правовой документ в области воспитания детей и молодёжи в сфере образования – Закон об образовании https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. В нём определяются основные понятия в области воспитания, используемые в сфере образования, регулируются отношения участников образовательного процесса в области воспитания, устанавливаются условия воспитания детей и молодёжи в сфере образования.
В государственной политике в отношении воспитания прослеживается тесная взаимосвязь воспитания с культурно обусловленным ценностно-ориентационным своеобразием России (см. «Основы государственной культурной политики», утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 (с изменениями и дополнениями)) https://base.garant.ru/70828330/
В нормативно-правовых актах учитываются современные реалии, связанные с возрастающим влиянием медийно-информационной среды на население, особенно на подрастающее поколение. В связи с этим весьма актуальна задача обеспечения защиты от вредоносного (деструктивного) информационного воздействия и пресечения размывания культурных, исторических, традиционных духовно- нравственных ценностей (см. «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646; Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Воспитательная работа в ОО, тесно связана с профилактикой деструктивного поведения детей и молодежи (Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями и дополнениями)» https://base.garant.ru/12116087/. Данным законом определено, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению девиаций.
Установки, относящие сферу воспитания к национальным приоритетам, изложены также:
в Указе Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об
объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» https://base.garant.ru/71684480/;
в Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2021 № 122- р) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/;
в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642), https://base.garant.ru/71848426/ федеральных законах Российской федерации:
№ 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (с изменениями и дополнениями)» https://base.garant.ru/12181695/;
№ 182-ФЗ от 23.06.2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)» https://base.garant.ru/71428030/;
№ 114-ФЗ от 25.06.2002 года «О противодействии экстремисткой деятельности» (с изменениями и дополнениями); https://base.garant.ru/12127578/;
Большое внимание в системе воспитания, а также профилактики конфликтов в образовательной среде и предупреждения, предупреждению травли и других форм насильственного поведения в качестве документов, регламентирующих деятельность школьных служб медиации (примирения) ориентироваться на следующие нормативно- правовые акты:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. № АК-923/07
«Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением» https://clck.ru/3FSKrY;
деятельность» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71660502/.
Единство воспитательной работы будет успешным в случае согласованности действий всех сотрудников образовательной организации, а также иных специалистов системы профилактики. Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2018 г. № 07-5310 «Примерный порядок межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних» https://base.garant.ru/72086020/ межведомственное взаимодействие должно быть направлено на выявление, предупреждение и устранение нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних. Данный документ определяет порядок межведомственного взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при выявлении ими фактов (признаков) нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
В воспитательной деятельности ОО важно учитывать различные категории обучающихся. Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2021 г.
№ 07-4715 «Примерное положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях» (https://clck.ru/3FSKx5) четко регламентирует данный вопрос.
Указанные нормативные документы должны лежать в основе деятельности команды Штаба воспитательной работы школы.
- Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность Штаба воспитательной работы в ОО Краснодарского края
Региональные органы исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющие государственное управление в сфере образования, формируют стратегию развития системы воспитания в регионе с учетом непрерывности и преемственности процесса воспитания, что находит отражение в планируемых результатах, подходах, принципах, формах, методах, средствах воспитания и педагогического сопровождения на различных уровнях образования, обеспечиваемых единством и согласованностью ценностно-целевых оснований воспитания на всех уровнях образования путем взаимодействия специалистов связанных единой целью, содержанием и стратегией воспитательной работы. Именно Штаб воспитательной работы школы объединяет разных специалистов образовательной организации.
Более десяти лет в образовательных организациях Краснодарского края функционируют Штабы воспитательной работы. За этот период Штаб воспитательной работы зарекомендовал себя как орган, способный консолидировать усилия специалистов воспитательной работы образовательной организации для достижения качественных результатов профилактической работы. При определении приоритетных направлений и содержания воспитательной деятельности штаба
воспитательной работы необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативно-правовыми актами Краснодарского края:
Закон Краснодарского края от 21.07.2008 г. №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (https://base.garant.ru/23941539/).
Концепция организации воспиатния обучающихся в Краснрдарском крае на 2021-2025 годы (https://clck.ru/3FSL7X)
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.09.2017 года № 738 «О мерах по профилактике преступлений несовершеннолетних и в отношении детей, жестокого обращения с ними, выявления семейного неблагополучия, предупреждению травматизма и суицидального поведения несовершеннолетних». https://base.garant.ru/43673750
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 27 октября 2017 года №4/3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении». https://base.garant.ru/43680540/
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 24 октября 2014 года №3/8 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия при возникновении чрезвычайного происшествия с несовершеннолетним». https://base.garant.ru/43652572/
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 24 октября 2014 года №3/9 «Об утверждении порядка работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия на территории Краснодарского края». https://base.garant.ru/43652572/
Приказ № 3061 от 25.09.2009 г. Департамента образования и науки Краснодарского края «Об утверждении Примерного положения о штабе воспитательной работы образовательного учреждения».
Приказ № 618 от 23.06.2009 г. Департамента образования и науки Краснодарского края «Об утверждении Примерного положения о школьном Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних».